2.1. Политика работодателя в области охраны труда. Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда.
Политика (стратегия) в области охраны труда является локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
Политика (стратегия) по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике деятельности организации, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включает обязательство работодателя совершенствовать систему управления охраной труда (далее – СУОТ);
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
- Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
- Работодателю рекомендуется обеспечивать:
- предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления обязанностей в рамках функционирования СУОТ;
- документирование и доведение до сведения работников информации об ответственных лицах и их полномочиях;
- назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ.
Процесс участия работников в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать с учетом:
- определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
- обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
- определения и устранения препятствий для участия работников в СУОТ.
Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников или уполномоченных ими представителей, в том числе в рамках деятельности комитета по охране труда работодателя (при наличии) или уполномоченных лиц по охране труда.
Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:
- установление потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
- установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
- выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
- определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
- установление механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда.
При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные возможности.
Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. Принятые цели по охране труда следует достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных Политикой (стратегией) по охране труда, разработанной работодателем. Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. Количество целей по охране труда работодателю рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:
- возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
- возможность учета:
- применимых норм;
- результатов оценки рисков;
- результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников.
Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
При планировании достижения целей работодателю рекомендуется определять:
- необходимые ресурсы;
- ответственных лиц;
- сроки достижения целей;
- способы и показатели оценки уровня достижения целей;
- влияние поставленных целей в области охраны труда на бизнес-процессы организации.
2.2. Обязанности работодателя в области охраны труда
В соответствии со статьей 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- оснащение средствами коллективной защиты;
- обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований о государственной тайне;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
- разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
- соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
- приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
2.3 Лидерство в области охраны труда
Задачи:
- определение заинтересованных сторон в процессе формирования и развития лидерских качеств в области промышленной безопасности и охраны труда у работников различных уровней;
- определение ключевых характеристик лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда;
- описание основных процессов формирования лидерства и определение способов их реализации: критерии лидерства, личные обязательства и цели, мониторинг и оценка выполнения обязательств лидера.
Для достижения высоких результатов производственной деятельности требуется выполнение запланированных показателей в области охраны труда, достижения целей и задач по защите жизни и здоровья работников организации и подрядных организаций, а также по защите окружающей среды и физических активов, репутации организации.
Все руководители в организации должны нести ответственность за достижение целей в области охраны труда путем демонстрации надлежащего безопасного поведения и лидерства в области охраны труда, четкого распределения обязанностей и ответственности в данном направлении, обеспечения необходимых ресурсов, а также с помощью измерения, анализа и непрерывного улучшения показателей в области охраны труда.
Главная задача лидера в области охраны труда применять на практике, демонстрировать важность соблюдения требований по охраны труда и вдохновлять работников организации соблюдать требования охраны труда и следовать принципам охраны труда, установленным в Политике организации в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, а также контролировать их исполнение.
Термины и определения
Аудит – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
Безопасное действие – действие работника, позволяющее без риска для жизни и здоровья, либо возникновения другого происшествия, осуществлять производство работ в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Безопасное условие – фактор рабочего места, соответствующий требованиям действующего законодательства и локальных нормативных документов, в том числе требованиям, обеспечивающим безопасное производство работ.
Критерий лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда – показатель лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда, который организация считает обязательными в текущем периоде.
Лидерство в области промышленной безопасности и охраны труда (лидерство) – способность руководить группой людей, влиять на этих людей и вовлекать их осознанно и добровольно действовать соответствующим образом для достижения целей организации в области промышленной безопасности и охраны труда.
Минута безопасности – краткая информация о существующих опасностях в месте проведения встречи, совещания и т.д., а также о необходимых действиях в случае реализации данных опасностей.
Опасное событие – любое незапланированное событие в рабочей среде организации, которое привело или могло привести к ущербу людям, окружающей среде, активам или репутации организации.
Опасное действие – действие или бездействие работника, являющееся нарушением требований действующих законодательных, нормативных правовых актов и локальных нормативных и распорядительных документов, в результате которых повышается риск повреждения здоровья работника или окружающих, либо возникновения другого происшествия.
Опасное условие – фактор рабочего места, напрямую не связанный с действием или бездействием одного или нескольких работников, который может привести к происшествию или травме, если его не устранить.
Примечание: Опасное условие может быть вызвано ошибками в проекте, технологии производства, некачественном обслуживании или ухудшением свойств материала. Основное отличие опасного условия от опасного действия заключается в том, что опасное условие выходит за рамки прямого влияния работника на это условие.Поведенческий аудит безопасности – вид аудита, основанный на наблюдении за действиями конкретного работника или группой работников во время выполнения им производственного задания, оценке условий выполнения работником/работниками производственного задания, а также последующей беседе между работником и аудитором.
Подрядная организация (подрядчик) – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое обязуется в соответствии с условиями договора подряда выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику.
Происшествие – любое незапланированное событие, случившееся в рабочей среде организации, которое привело или могло привести к несчастному случаю на производстве, пожару, взрыву, аварии, дорожно-транспортному происшествию, негативному влиянию на окружающую среду, ущербу организации или любому подобному событию.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с возложенной (выполняемой им) трудовой функцией и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Риск в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды – мера опасности, характеризующаяся вероятностью (частотой) возникновения опасного события (происшествия) и тяжестью (серьезностью) его последствий (ущерба).
Служба охраны труда и охраны окружающей среды общества группы (далее СОТ) – департамент, управление, отдел, служба, сектор, специалист (специалисты с дополнительно возложенными обязанностями по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды) в организации, координирующие деятельность структурных подразделений организации по вопросам промышленной, транспортной, пожарной, радиационной, противофонтанной и морской безопасности, охраны труда и окружающей среды, предупреждения пожароопасных и аварийных ситуаций и реагирования на них.
Заинтересованная сторона – лицо, группа лиц или организация, которая может влиять, находиться под влиянием лидера.
Опасность – фактор среды и трудового процесса, который при определенных условиях может нанести ущерб людям, окружающей среде, активам или репутации.
Примечание: Понятие опасности включает в себя понятия опасный и вредный фактор рабочей среды, а также экологический аспект.
Показатель лидерства – показатель для характеристики лидерства, который подлежит объективному анализу (проверке).
Проактивный показатель – показатель, направленный на идентификацию рисков в области промышленной безопасности и охраны труда, посредством анализа деятельности.
Примечание: Проактивный метод основан на анализе событий с незначительными последствиями (ущербом) или отсутствием таковых и базируется на принципе минимизации предпосылок к происшествиям с целью предотвращения самих происшествий. Примером являются показатели мониторинга регулярных проверок, аудитов.
Производственное структурное подразделение – структурное подразделение организации, непосредственно занятое выполнением производственного/ технологического процесса (либо его части) по изготовлению продукции и/или обслуживанию оборудования и/или выполнению связанных с ними работ/услуг.
Производственный объект – здания, сооружения, помещения промышленного назначения, технологические комплексы (установки, станции), автомобильные и железные дороги, транспортные средства, специальная техника, используемые в производственной и административно-управленческой деятельности.
Производственный участок – часть производственного структурного подразделения организации, объединяющая ряд рабочих мест, сгруппированных по определённому признаку, осуществляющая часть общего производственного/технологического процесса по изготовлению продукции и/или обслуживанию оборудования и/или выполнению связанных с ними работ/услуг.
Реактивный показатель – показатель, характеризирующий событие, такое как инцидент, авария, несчастный случай и прочие происшествия, которые уже произошли.
Примечание: Реактивный показатель основан на сборе статистики и анализе случившихся происшествий и их последствий.
Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
ПАБ – поведенческий аудит безопасности.
ПБОТ – промышленная безопасность и охрана труда, включая вопросы пожарной, противофонтанной, радиационной и морской безопасности, готовность к реагированию на возможные нештатные ситуации.
ПДД – правила дорожного движения.
Руководитель – должностное лицо организации, эксплуатирующего производственные объекты: руководитель организации, заместитель руководителя организации, курирующие производственную деятельность, руководитель производственного структурного подразделения, руководитель производственного участка.
СИЗ – средства индивидуальной защиты.
ОС – окружающая среда.
Общее описание системы формирования и развития лидерских качеств в области промышленной безопасности и охраны труда
Достижение высоких результатов производственной деятельности требует выполнения запланированных показателей в области ПБОТ. Это означает, что цели и задачи по защите жизни и здоровья работников организации и заинтересованных лиц, а также по защите физических активов, репутации организации, должны быть достигнуты.
Все руководители в организации несут ответственность за достижение целей в области ПБОТ путем демонстрации надлежащего безопасного поведения и лидерства в отношении ПБОТ, четкого распределения обязанностей и ответственности в данном направлении, обеспечения необходимых ресурсов, а также с помощью измерения, анализа и непрерывного улучшения показателей в области ПБОТ.
Лидерство – способность обеспечить руководство группой людей, влиять на этих людей и вовлекать их осознанно и добровольно действовать соответствующим образом для достижения целей организации в области ПБОТ.
Роль лидеров в области ПБОТ заключается в том, чтобы применять на практике и демонстрировать важность соблюдения требований по ПБОТ и вдохновлять работников организации соблюдать требования ПБОТ и следовать принципам ПБОТ.
Заинтересованные стороны
Результаты проявления руководителем лидерских качеств в области ПБОТ оказывают влияние на:
- подчиненных работников;
- руководителя(ей);
- работников других структурных подразделений;
- подрядчиков;
- организации в целом.
Подчиненные работники
Безопасность подчиненных работников находится в большой зависимости от уровня лидерских качеств как непосредственного руководителя, так и руководителей вышестоящих уровней.
Руководитель(и)
Вышестоящий руководитель полагается на лидерские качества подчиненного (лидера) в достижении целей в области ПБОТ.
Работники других структурных подразделений
Работники, которые не являются подчиненными или руководителями лидера, могут оказаться под его влиянием при одновременном выполнении работ и/или оказании услуг.
Подрядчики
Подрядчики формируют свое отношение к ценностям организации (в частности, в области ПБОТ) в том числе через общение с лидерами.
Организация в целом
Результативность в организации в достижении целей по ПБОТ зависит от вклада каждого работника, при этом лидеры являются движущими силами положительных изменений.
Характеристики лидерства
Заинтересованные стороны формируют ожидания по отношению к лидеру в области ПБОТ. Данные ожидания являются характеристиками лидерства.
В организации определены следующие характеристики лидерства:
- убеждения;
- авторитет;
- действия;
- поддержка.
Убеждения
Лидер в области ПБОТОС:
- убежден сам и убедительно доносит до работников свое понимание безопасности труда и охраны окружающей среды, объясняет, почему считает это важным;
- демонстрирует личную убежденность и приверженность по обеспечению безаварийной рабочей среды;
- даёт понять другим, что берёт на себя личную ответственность за обеспечение безопасности труда работников и охрану окружающей среды, и что для него это приоритетная задача. Лидеры всегда стремятся к постоянному повышению результативности деятельности в области ПБОТОС.
Авторитет
Для лидера важно:
- пользоваться авторитетом среди работников, которые должны быть уверены в его порядочности и принципиальности;
- подавать личный пример своими поступками — безопасным поведением и выполнением всех требований ПБОТОС;
- постоянно следить за тем, чтобы руководители осознавали свою личную ответственность за безопасность труда подчиненных работников;
- постоянно поддерживать атмосферу открытости и прозрачности, чтобы работники не боялись сообщать о нарушениях.
Действия
Лидеры в области ПБОТОС:
- поощряют и поддерживают корректный диалог в целях выявления рисков ПБОТОС и принятия соответствующих мер, даже если на это требуются затраты и время;
- не пренебрегают вопросами ПБОТОС ради достижения бизнес-целей;
- осуществляют строгий контроль за соблюдением правил ПБОТОС;
- всегда привлекают к ответственности тех, кто сознательно нарушает правила ПБОТОС или призывает других нарушать правила ПБОТОС;
- останавливают работы и поддерживают работников в случае остановки ими работ при наличии небезопасных условий или действий;
- поощряют безопасное поведение работников.
Поддержка
В организациях с высоким уровнем культуры безопасности труда, руководители одновременно являются наставниками и образцом соблюдения правил ПБОТОС.
Лидеры в области ПБОТОС поддерживают работников в вопросах ПБОТОС:
- внимательно слушая работников и задавая вопросы, вносят коррективы в их небезопасное поведение. Лидеры объективно оценивают результаты работы в области ПБОТОС и открыто доводят результаты оценки до подчиненных работников;
- привлекая экспертов по вопросам ПБОТОС и демонстрируя открытость новым идеям в области повышения ПБОТОС;
- организуя обучение по ПБОТОС работников в доступной им форме, в зависимости от уровня их квалификации.
Описание процесса формирования и развития лидерства
Процессы формирования и развития лидерства в области ПБОТ (Таблица 1) образуют цикл постоянного улучшения системы формирования и развития лидерства. В этом цикле каждый руководитель на основе текущих критериев лидерства формулирует личные обязательства и цели, которые достигаются посредством реализации личных обязательств лидера. Завершается цикл оценкой результативности лидера. Результаты оценки используются каждым лидером для постановки новых целей.
Формирование и развитие лидерства в области ПБОТ
№ п/п |
|
Ответственный исполнитель (срок исполнения) | Метод и документирование | |||
1. | Определение (пересмотр в случае необходимости) критериев лидерства. Организация утверждения критериев лидерства. | СОТ
Срок не установлен. |
Входящие:
Потребность заинтересованных сторон в наличии лидерских качеств в области ПБОТ у руководителей. Продукт: Приказ, определяющий критерии лидерства на фиксированный период времени. Требования: Критерии лидерства определяются для каждой характеристики лидерства на основе показателей лидерства с указанием весовых коэффициентов для каждого критерия. В приказе указывается период действия критериев лидерства и сроки их доведения до руководителей организации. |
|||
2. | Определение личных обязательств лидера. |
|
Входящие:
Приказ с указанием критериев лидерства. Продукт: Проект личных обязательств руководителя. Требования: Личные обязательства должны быть установлены на текущий год для каждого критерия лидерства ПБОТОС. |
|||
3. | Утверждение личных обязательств лидера. | Его непосредственный руководитель.
Не позднее 30 рабочих дней с даты подписания приказа. |
Входящие:
Проект личных обязательств лидера. Продукт: Утвержденные личные обязательства лидера. Требования: Утвержденные личные обязательства. размещаются на его рабочем месте или на информационных стендах. |
|||
4. | Реализация личных обязательств лидера. | Каждый руководитель.
Срок – до 20 декабря текущего года. |
Входящие:
Утвержденные личные обязательства лидера. Продукт: Выполненные личные обязательства лидера с подтверждающими материалами. (перечни рисков, отчёты по ПАБ, результаты расследования происшествий и т.д.). Требования: При реализации личных обязательств лидера руководитель использует инструменты, которые указываются в локальном акте организации. |
|||
5. | Самооценка лидера. | Каждый руководитель.
Срок – до 31 декабря текущего года. |
Входящие:
Выполненные личные обязательства лидера. Продукт:
Требования: Лидер проводит самооценку, используя вопросник для самооценки руководителя по форме. Он заполняет Форму оценки выполнения личных обязательств. В случае невыполнения или не полного выполнения личных обязательств лидер в графе «Комментарии» указывает причины невыполнения. |
|||
6. | Оценка лидера руководителем; анализ результатов. | Его непосредственный руководитель.
Срок – до 25 января года, следующего за годом утверждения личных обязательств. |
Входящие:
Заполненная лидером Форма оценки выполнения личных обязательств лидера. Продукт: Заполненная непосредственным руководителем Форма оценки выполнения личных обязательств лидера (Приложение 10). Предложения по изменению личных обязательств на следующий год (при необходимости). Требования: Непосредственный руководитель проводит итоговую оценку выполнения его личных обязательств. Окончательная оценка по каждой характеристике лидерства определяется непосредственным руководителем с учетом результатов самооценки лидера с использованием вопросника его самооценки, а также выполнения личных обязательств лидера, достижения установленных показателей лидерства, наличия материалов, подтверждающих выполнение личных обязательств лидера (перечни рисков, отчёты по ПАБ, результаты расследования происшествий и т.д.). Непосредственный руководитель проводит анализ выполнения личных обязательств лидера и дает рекомендации лидеру по их изменению. |
|||
7. | Корректировка личных обязательств лидера. | Каждый руководитель.
Срок – до 1 февраля года, следующего за годом утверждения личных обязательств лидера. |
Входящие:
Результат анализа выполнения личных обязательств лидера. Предложения по изменению личных обязательств на следующий год. Продукт: Проект личных обязательств лидера на следующий год. Требования: Результаты анализа выполнения личных обязательств за прошедший год используется руководителем для разработки (корректировки) личных обязательств лидера на следующий год. |
|||
8. | Проверка выполнения личных обязательств. | СОТ.
Срок – не установлен. |
Входящие:
Утвержденные личные обязательства лидера. Материалы, подтверждающие выполнение личных обязательств лидера. Заполненный вопросник самооценки. Продукт: Результат проверки выполнения личных обязательств лидера. Требования: Проверка выполнения требований, а также выполнения руководителями личных обязательств лидера осуществляется в ходе проведения внутренних аудитов ИСУ ПБОТОС и производственного контроля (4-й и 5-й этапы контроля). Проверка носит выборочный характер. Факт невыполнения личных обязательств лидера является несоответствием в рамках внутреннего аудита ИСУ ПБОТОС или производственного контроля. |
Показатели лидерства
Система показателей лидерства обеспечивает возможность оценки соответствия лидерских качеств руководителей ожиданиям заинтересованных сторон.
Система показателей лидерства
Характеристика лидерства | Показатель лидерства |
Убеждения | Личное участие в оценке рисков. |
Авторитет | Личное соблюдение требований ПБОТ.
Посещение производственного объекта по вопросам ПБОТ. Участие в поведенческих аудитах безопасности. Минута безопасности в начале совещания. Участие в расследовании происшествий. |
Действия | Проведение результативных инструктажей.
Навыки в расследовании происшествий. Навыки в оценке риска. Навыки в поведенческом аудите. |
Поддержка | Совещания по ПБОТ для подчиненных и/или подрядчиков. |
Мотивация работников на безопасный труд
Под мотивационным регулированием будем понимать систему мер, побуждающих и стимулирующих человека к определенным действиям для достижения соответствующих индивидуальных или коллективных целей и решения задач. Применительно к охране труда это стимулирование безопасных действий и создание условий для безопасного производства работ. Соответственно под механизмом мотивационного регулирования охраны труда понимается порядок стимулирования за позитивные результаты и активное содействие в решении вопросов трудовых отношений, а также принятие мер воздействия за невыполнение нормативных требований, трудовых обязанностей, нарушения требований безопасности труда и т. д.
Задача мотивации в области охраны труда в первую очередь заключается в повышении заинтересованности персонала в строгом соблюдении установленных регламентов, а также в организации и совершенствовании процессов в области охраны труда. Однако мотивация может быть направлена не только на формирование безопасного поведения, но и на такие категории безопасности, как:
- развитие творческой инициативы;
- повышение качества, дисциплины, культуры процессов труда;
- рост ответственности работников не только за индивидуальные, но и за групповые результаты;
- развитие состязательности, как между работниками, так и между подразделениями.
Исходная предпосылка мотивационного регулирования состоит в том, чтобы мотиву сиюминутной выгоды (повышенная производительность, зарплата и др.), как это часто бывает, противопоставить мотив безопасности. Для этого необходимо, чтобы безопасность была возведена в ранг потребности в нашем сознании, только тогда это станет движущим мотивом.
Мотивационное регулирование как функция управления ОТ заключается в стимулировании отдельных работников, специалистов, руководителей подразделений за вклад в:
- реализацию политики предприятия;
- решение целевых задач;
- активное участие и творческую инициативу в разработке и обеспечении эффективного функционирования СУОТ;
- внедрение трудоохранных мероприятий;
- создание рабочих мест с безопасными условиями труда и др.
Мотивационный комплекс вообще и безопасного поведения человека в частности носит полимотивированный характер, включает в себя широкий спектр мотивационных регуляторов как материального, так и нематериального характера и имеет определенную иерархичность. На личностном уровне работать продуктивно и безопасно выгодно самому человеку; от этого зависит успех работы его подразделения; и наконец — это необходимо предприятию (компании). То есть для решения трудоохранных проблем необходимо заинтересовать работников трудиться безопасно не только для себя, но и для окружающих.
Для того чтобы определить основные направления, по которым должна осуществляться деятельность менеджмента и служб охраны труда на предприятии, предложить человеку определенные стимулы, надо уяснить, какие мотивы или система мотивов лежат в основе его деятельности и интересов.
При этом не может быть системы стимулирования, мотивирующей всех работников одинаково. Система стимулов должна быть персонифицированной, тщательно дозированной и разрабатываться для каждого человека или определенной группы людей со сходными доминирующими потребностями, либо общая система должна индивидуализироваться. Поэтому мониторинг доминирующих потребностей персонала – необходимое условие функционирования мотивационного механизма. Исходя из этого, можно определить виды стимулирующих вознаграждений. Они могут быть:
- материальными,
- моральными,
- социально значимыми,
- нравственно-психологическими.
Как правило, все виды мотивов подразделяют на внутренние и внешние. Внутреннее вознаграждение — это то удовлетворение, которое человек получает в результате выполнения определенных действий (от самого процесса работы, самореализации). Внешнее вознаграждение — это выгоды, которые включают в себя увеличение в зарплате, продвижение по службе и т. п. мотивация охрана труд профессиональный
Сила мотива определяется степенью значимости, соответствующей потребности человека; в свою очередь от силы мотива зависит интенсивность и результат деятельности. Деятельность без мотива либо со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой. Актуализация определенного мотива приводит к постановке конкретной цели.
Можно определить следующие показатели:
- внутренней мотивации,
- внешней положительной мотивации и
- внешней отрицательной мотивации.
Это свидетельствует о том, что категории внутренней мотивации доминируют над другими мотивами, а определяющим не всегда является заработная плата (хотя она для некоторых категорий работников имеет достаточно большое значение), а и другие социальные стимулы, но не стремление избежать критики или наказаний.
В процессе деятельности люди руководствуются не только материальными интересами, но и стимулами нематериального характера. Полученные выводы позволяют целеориентировать мотивационный механизм.
Проверенным методом положительной стимуляции направленности работников на безопасный труд является организация смотра-конкурса «За безопасный труд и производство». Стратегическая задача такого смотра-конкурса состоит в развитии системы методов морального и материального поощрения (стимулирования) работников, знающих и соблюдающих требования и нормы охраны труда, при сохранении системы дисциплинарных воздействий на недостаточно подготовленных и недисциплинированных работников.
Основные цели такого смотра-конкурса:
- формирование устойчивой мотивации работников на знание и соблюдение норм и правил по охране труда;
- повышение заинтересованности работников в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах и в подразделениях;
- повышение исполнительности работников по соблюдению требований охраны труда, инструкций по безопасному ведению работ;
- укрепление трудовой и технологической дисциплины работников, поскольку повышение общей дисциплинированности работников ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Смотр-конкурс проводится между отдельными работниками и между отдельными однотипными подразделениями, как внутри каждого подразделения, так и по однотипным должностным обязанностям или по профессиям.
Подведение итогов смотра-конкурса проводится регулярно, как правило, на собрании трудового коллектива подразделения, группы подразделений, всей организации или на расширенном совещании руководителей подразделений, участвовавших в конкурсе. Сведения о победителях смотра-конкурса, о характере и размерах поощрений оформляются письменно в виде приказа по организации.