2.1. Политика работодателя в области охраны труда. Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда. 

Политика (стратегия) в области охраны труда является локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Политика (стратегия) по охране труда:

  • направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • соответствует специфике деятельности организации, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
  • отражает цели в области охраны труда;
  • включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
  • включает обязательство работодателя совершенствовать систему управления охраной труда (далее – СУОТ);
  • учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
  • Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
  • Работодателю рекомендуется обеспечивать:
  • предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления обязанностей в рамках функционирования СУОТ;
  • документирование и доведение до сведения работников информации об ответственных лицах и их полномочиях;
  • назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ.

Процесс участия работников в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать с учетом:

  • определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
  • обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
  • определения и устранения препятствий для участия работников в СУОТ.

Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников или уполномоченных ими представителей, в том числе в рамках деятельности комитета по охране труда работодателя (при наличии) или уполномоченных лиц по охране труда.

Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.

В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:

  • установление потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
  • установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
  • выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
  • определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда; 
  • установление механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.

Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда.

При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные возможности.

Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. Принятые цели по охране труда следует достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных Политикой (стратегией) по охране труда, разработанной работодателем. Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. Количество целей по охране труда работодателю рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:

  1. возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
  2. возможность учета:
  • применимых норм;
  • результатов оценки рисков;
  • результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников.

Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.

При планировании достижения целей работодателю рекомендуется определять:

  • необходимые ресурсы;
  • ответственных лиц;
  • сроки достижения целей;
  • способы и показатели оценки уровня достижения целей;
  • влияние поставленных целей в области охраны труда на бизнес-процессы организации.

2.2. Обязанности работодателя в области охраны труда

В соответствии со статьей 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований о государственной тайне;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

2.3 Лидерство в области охраны труда

Задачи:

  • определение заинтересованных сторон в процессе формирования и развития лидерских качеств в области промышленной безопасности и охраны труда у работников различных уровней; 
  • определение ключевых характеристик лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда;
  • описание основных процессов формирования лидерства и определение способов их реализации:  критерии лидерства, личные обязательства и цели, мониторинг и оценка выполнения обязательств лидера.

Для достижения высоких результатов производственной деятельности требуется выполнение запланированных показателей в области охраны труда, достижения целей и задач по защите жизни и здоровья работников организации и подрядных организаций, а также по защите окружающей среды и физических активов, репутации организации.

Все руководители в организации должны нести ответственность за достижение целей в области охраны труда путем демонстрации надлежащего безопасного поведения и лидерства в области охраны труда, четкого распределения обязанностей и ответственности в данном направлении, обеспечения необходимых ресурсов, а также с помощью измерения, анализа и непрерывного улучшения показателей в области охраны труда.

Главная задача лидера в области охраны труда применять на практике, демонстрировать важность соблюдения требований по охраны труда и вдохновлять работников организации соблюдать требования охраны труда и следовать принципам охраны труда, установленным в Политике организации в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, а также контролировать их исполнение.

Термины и определения

Аудит – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

Безопасное действие – действие работника, позволяющее без риска для жизни и здоровья, либо возникновения другого происшествия, осуществлять производство работ в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Безопасное условие – фактор рабочего места, соответствующий требованиям действующего законодательства и локальных нормативных документов, в том числе требованиям, обеспечивающим безопасное производство работ.

Критерий лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда – показатель лидерства в области промышленной безопасности и охраны труда, который организация считает обязательными в текущем периоде.

Лидерство в области промышленной безопасности и охраны труда (лидерство) – способность руководить группой людей, влиять на этих людей и вовлекать их осознанно и добровольно действовать соответствующим образом для достижения целей организации в области промышленной безопасности и охраны труда.

Минута безопасности – краткая информация о существующих опасностях в месте проведения встречи, совещания и т.д., а также о необходимых действиях в случае реализации данных опасностей.

Опасное событие – любое незапланированное событие в рабочей среде организации, которое привело или могло привести к ущербу людям, окружающей среде, активам или репутации организации.

Опасное действие – действие или бездействие работника, являющееся нарушением требований действующих законодательных, нормативных правовых актов и локальных нормативных и распорядительных документов, в результате которых повышается риск повреждения здоровья работника или окружающих, либо возникновения другого происшествия.

Опасное условие – фактор рабочего места, напрямую не связанный с действием или бездействием одного или нескольких работников, который может привести к происшествию или травме, если его не устранить.

Примечание: Опасное условие может быть вызвано ошибками в проекте, технологии производства, некачественном обслуживании или ухудшением свойств материала. Основное отличие опасного условия от опасного действия заключается в том, что опасное условие выходит за рамки прямого влияния работника на это условие.Поведенческий аудит безопасности – вид аудита, основанный на наблюдении за действиями конкретного работника или группой работников во время выполнения им производственного задания, оценке условий выполнения работником/работниками производственного задания, а также последующей беседе между работником и аудитором.

Подрядная организация (подрядчик) – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое обязуется в соответствии с условиями договора подряда выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику.

Происшествие – любое незапланированное событие, случившееся в рабочей среде организации, которое привело или могло привести к несчастному случаю на производстве, пожару, взрыву, аварии, дорожно-транспортному происшествию, негативному влиянию на окружающую среду, ущербу организации или любому подобному событию.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с возложенной (выполняемой им) трудовой функцией и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Риск в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды – мера опасности, характеризующаяся вероятностью (частотой) возникновения опасного события (происшествия) и тяжестью (серьезностью) его последствий (ущерба).

Служба охраны труда и охраны окружающей среды общества группы (далее СОТ) – департамент, управление, отдел, служба, сектор, специалист (специалисты с дополнительно возложенными обязанностями по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды) в организации, координирующие деятельность структурных подразделений  организации по вопросам промышленной, транспортной, пожарной, радиационной, противофонтанной и морской безопасности, охраны труда и окружающей среды, предупреждения пожароопасных и аварийных ситуаций и реагирования на них.

Заинтересованная сторона – лицо, группа лиц или организация, которая может влиять, находиться под влиянием лидера.

Опасность – фактор среды и трудового процесса, который при определенных условиях может нанести ущерб людям, окружающей среде, активам или репутации.

Примечание: Понятие опасности включает в себя понятия опасный и вредный фактор рабочей среды, а также экологический аспект.

Показатель лидерства – показатель для характеристики лидерства, который подлежит объективному анализу (проверке).

Проактивный показатель – показатель, направленный на идентификацию рисков в области промышленной безопасности и охраны труда, посредством анализа деятельности.

ПримечаниеПроактивный метод основан на анализе событий с незначительными последствиями (ущербом) или отсутствием таковых и базируется на принципе минимизации предпосылок к происшествиям с целью предотвращения самих происшествий. Примером являются показатели мониторинга регулярных проверок, аудитов.

Производственное структурное подразделение – структурное подразделение организации, непосредственно занятое выполнением производственного/ технологического процесса (либо его части) по изготовлению продукции и/или обслуживанию оборудования и/или выполнению связанных с ними работ/услуг.

Производственный объект – здания, сооружения, помещения промышленного назначения, технологические комплексы (установки, станции), автомобильные и железные дороги, транспортные средства, специальная техника, используемые в производственной и административно-управленческой деятельности.

Производственный участок – часть производственного структурного подразделения организации, объединяющая ряд рабочих мест, сгруппированных по определённому признаку, осуществляющая часть общего производственного/технологического процесса по изготовлению продукции и/или обслуживанию оборудования и/или выполнению связанных с ними работ/услуг.

Реактивный показатель – показатель, характеризирующий событие, такое как инцидент, авария, несчастный случай и прочие происшествия, которые уже произошли.

ПримечаниеРеактивный показатель основан на сборе статистики и анализе случившихся происшествий и их последствий.

Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

ПАБ – поведенческий аудит безопасности.

ПБОТ – промышленная безопасность и охрана труда, включая вопросы пожарной, противофонтанной, радиационной и морской безопасности, готовность к реагированию на возможные нештатные ситуации.

ПДД – правила дорожного движения.

Руководитель – должностное лицо организации, эксплуатирующего производственные объекты: руководитель организации, заместитель руководителя организации, курирующие производственную деятельность, руководитель производственного структурного подразделения, руководитель производственного участка.

СИЗ – средства индивидуальной защиты.

ОС – окружающая среда.

Общее описание системы формирования и развития лидерских качеств в области промышленной безопасности и охраны труда

Достижение высоких результатов производственной деятельности требует выполнения запланированных показателей в области ПБОТ. Это означает, что цели и задачи по защите жизни и здоровья работников организации и заинтересованных лиц, а также по защите физических активов, репутации организации, должны быть достигнуты.

Все руководители в организации несут ответственность за достижение целей в области ПБОТ путем демонстрации надлежащего безопасного поведения и лидерства в отношении ПБОТ, четкого распределения обязанностей и ответственности в данном направлении, обеспечения необходимых ресурсов, а также с помощью измерения, анализа и непрерывного улучшения показателей в области ПБОТ.

Лидерство – способность обеспечить руководство группой людей, влиять на этих людей и вовлекать их осознанно и добровольно действовать соответствующим образом для достижения целей организации в области ПБОТ.

Роль лидеров в области ПБОТ заключается в том, чтобы применять на практике и демонстрировать важность соблюдения требований по ПБОТ и вдохновлять работников организации соблюдать требования ПБОТ и следовать принципам ПБОТ.

Заинтересованные стороны

Результаты проявления руководителем лидерских качеств в области ПБОТ оказывают влияние на:

  • подчиненных работников;
  • руководителя(ей);
  • работников других структурных подразделений;
  • подрядчиков;
  • организации в целом.

Подчиненные работники

Безопасность подчиненных работников находится в большой зависимости от уровня лидерских качеств как непосредственного руководителя, так и руководителей вышестоящих уровней.

Руководитель(и)

Вышестоящий руководитель полагается на лидерские качества подчиненного (лидера) в достижении целей в области ПБОТ.

Работники других структурных подразделений

Работники, которые не являются подчиненными или руководителями лидера, могут оказаться под его влиянием при одновременном выполнении работ и/или оказании услуг.

Подрядчики

Подрядчики формируют свое отношение к ценностям организации (в частности, в области ПБОТ) в том числе через общение с лидерами.

Организация в целом

Результативность в организации в достижении целей по ПБОТ зависит от вклада каждого работника, при этом лидеры являются движущими силами положительных изменений.

Характеристики лидерства

Заинтересованные стороны формируют ожидания по отношению к лидеру в области ПБОТ. Данные ожидания являются характеристиками лидерства.

В организации определены следующие характеристики лидерства:

  • убеждения;
  • авторитет;
  • действия;
  • поддержка.

Убеждения

Лидер в области ПБОТОС:

  • убежден сам и убедительно доносит до работников свое понимание безопасности труда и охраны окружающей среды, объясняет, почему считает это важным;
  • демонстрирует личную убежденность и приверженность по обеспечению безаварийной рабочей среды;
  • даёт понять другим, что берёт на себя личную ответственность за обеспечение безопасности труда работников и охрану окружающей среды, и что для него это приоритетная задача. Лидеры всегда стремятся к постоянному повышению результативности деятельности в области ПБОТОС.

Авторитет

Для лидера важно:

  • пользоваться авторитетом среди работников, которые должны быть уверены в его порядочности и принципиальности;
  • подавать личный пример своими поступками — безопасным поведением и выполнением всех требований ПБОТОС;
  • постоянно следить за тем, чтобы руководители осознавали свою личную ответственность за безопасность труда подчиненных работников;
  • постоянно поддерживать атмосферу открытости и прозрачности, чтобы работники не боялись сообщать о нарушениях.

Действия

Лидеры в области ПБОТОС:

  • поощряют и поддерживают корректный диалог в целях выявления рисков ПБОТОС и принятия соответствующих мер, даже если на это требуются затраты и время;
  • не пренебрегают вопросами ПБОТОС ради достижения бизнес-целей;
  • осуществляют строгий контроль за соблюдением правил ПБОТОС;
  • всегда привлекают к ответственности тех, кто сознательно нарушает правила ПБОТОС или призывает других нарушать правила ПБОТОС;
  • останавливают работы и поддерживают работников в случае остановки ими работ при наличии небезопасных условий или действий;
  • поощряют безопасное поведение работников.

Поддержка

В организациях с высоким уровнем культуры безопасности труда, руководители одновременно являются наставниками и образцом соблюдения правил ПБОТОС.

Лидеры в области ПБОТОС поддерживают работников в вопросах ПБОТОС:

  • внимательно слушая работников и задавая вопросы, вносят коррективы в их небезопасное поведение. Лидеры объективно оценивают результаты работы в области ПБОТОС и открыто доводят результаты оценки до подчиненных работников;
  • привлекая экспертов по вопросам ПБОТОС и демонстрируя открытость новым идеям в области повышения ПБОТОС;
  • организуя обучение по ПБОТОС работников в доступной им форме, в зависимости от уровня их квалификации.

Описание процесса формирования и развития лидерства

Процессы формирования и развития лидерства в области ПБОТ (Таблица 1) образуют цикл постоянного улучшения системы формирования и развития лидерства. В этом цикле каждый руководитель на основе текущих критериев лидерства формулирует личные обязательства и цели, которые достигаются посредством реализации личных обязательств лидера. Завершается цикл оценкой результативности лидера. Результаты оценки используются каждым лидером для постановки новых целей.

Формирование и развитие лидерства в области ПБОТ

№ п/п
Операция (функция)
Ответственный исполнитель (срок исполнения) Метод и документирование
1. Определение (пересмотр в случае необходимости) критериев лидерства. Организация утверждения критериев лидерства. СОТ

Срок не установлен.

Входящие:

Потребность заинтересованных сторон в наличии лидерских качеств в области ПБОТ у руководителей.

Продукт:

Приказ, определяющий критерии лидерства на фиксированный период времени.

Требования:

Критерии лидерства определяются для каждой характеристики лидерства на основе показателей лидерства с указанием весовых коэффициентов для каждого критерия. В приказе указывается период действия критериев лидерства и сроки их доведения до руководителей организации.

2. Определение личных обязательств лидера.
Руководитель структурного подразделения.
Входящие:

Приказ с указанием критериев лидерства.

Продукт:

Проект личных обязательств руководителя.

Требования:

Личные обязательства должны быть установлены на текущий год для каждого критерия лидерства ПБОТОС.

3. Утверждение личных обязательств лидера. Его непосредственный руководитель.

Не позднее 30 рабочих дней с даты подписания приказа.

Входящие:

Проект личных обязательств лидера.

Продукт:

Утвержденные личные обязательства лидера.

Требования:

Утвержденные личные обязательства. размещаются на его рабочем месте или на информационных стендах.

4. Реализация личных обязательств лидера. Каждый руководитель.

Срок – до 20 декабря текущего года.

Входящие:

Утвержденные личные обязательства лидера.

Продукт:

Выполненные личные обязательства лидера с подтверждающими материалами.

(перечни рисков, отчёты по ПАБ, результаты расследования происшествий и т.д.).

Требования:

При реализации личных обязательств лидера руководитель использует инструменты, которые указываются в локальном акте организации.

5. Самооценка лидера. Каждый руководитель.

Срок – до 31 декабря текущего года.

Входящие:

Выполненные личные обязательства лидера.

Продукт:

  • заполненный вопросник для самооценки лидера.
  • заполненная лидером Форма оценки выполнения личных обязательств лидера.

Требования:

Лидер проводит самооценку, используя вопросник для самооценки руководителя по форме. Он заполняет Форму оценки выполнения личных обязательств. В случае невыполнения или не полного выполнения личных обязательств лидер в графе «Комментарии» указывает причины невыполнения.

6. Оценка лидера руководителем; анализ результатов. Его непосредственный руководитель.

Срок – до 25 января года, следующего за годом утверждения личных обязательств.

Входящие:

  • Утвержденные личные обязательства лидера.
  • Материалы, подтверждающие выполнение личных обязательств лидера (перечни рисков, отчёты по ПАБ, результаты расследования происшествий и т.д.).
  • Заполненный вопросник для самооценки лидера.

Заполненная лидером Форма оценки выполнения личных обязательств лидера.

Продукт:

Заполненная непосредственным руководителем Форма оценки выполнения личных обязательств лидера (Приложение 10). Предложения по изменению личных обязательств на следующий год (при необходимости).

Требования:

Непосредственный руководитель проводит итоговую оценку выполнения его личных обязательств. Окончательная оценка по каждой характеристике лидерства определяется непосредственным руководителем с учетом результатов самооценки лидера с использованием вопросника его самооценки, а также выполнения личных обязательств лидера, достижения установленных показателей лидерства, наличия материалов, подтверждающих выполнение личных обязательств лидера (перечни рисков, отчёты по ПАБ, результаты расследования происшествий и т.д.). Непосредственный руководитель проводит анализ выполнения личных обязательств лидера и дает рекомендации лидеру по их изменению.

7. Корректировка личных обязательств лидера. Каждый руководитель.

Срок – до 1 февраля года, следующего за годом утверждения личных обязательств лидера.

Входящие:

Результат анализа выполнения личных обязательств лидера.

Предложения по изменению личных обязательств на следующий год.

Продукт:

Проект личных обязательств лидера на следующий год.

Требования:

Результаты анализа выполнения личных обязательств за прошедший год используется руководителем для разработки (корректировки) личных обязательств лидера на следующий год.

8. Проверка выполнения личных обязательств. СОТ.

Срок – не установлен.

Входящие:

Утвержденные личные обязательства лидера.

Материалы, подтверждающие выполнение личных обязательств лидера.

Заполненный вопросник самооценки.

Продукт:

Результат проверки выполнения личных обязательств лидера.

Требования:

Проверка выполнения требований, а также выполнения руководителями личных обязательств лидера осуществляется в ходе проведения внутренних аудитов ИСУ ПБОТОС и производственного контроля (4-й и 5-й этапы контроля). Проверка носит выборочный характер. Факт невыполнения личных обязательств лидера является несоответствием в рамках внутреннего аудита ИСУ ПБОТОС или производственного контроля.

 Показатели лидерства

Система показателей лидерства обеспечивает возможность оценки соответствия лидерских качеств руководителей ожиданиям заинтересованных сторон.

Система показателей лидерства

Характеристика лидерства Показатель лидерства
Убеждения Личное участие в оценке рисков.
Авторитет Личное соблюдение требований ПБОТ.

Посещение производственного объекта по вопросам ПБОТ.

Участие в поведенческих аудитах безопасности.

Минута безопасности в начале совещания.

Участие в расследовании происшествий.

Действия Проведение результативных инструктажей.

Навыки в расследовании происшествий.

Навыки в оценке риска.

Навыки в поведенческом аудите.

Поддержка Совещания по ПБОТ для подчиненных и/или подрядчиков.

  Мотивация работников на безопасный труд

Под мотивационным регулированием будем понимать систему мер, побуждающих и стимулирующих человека к определенным действиям для достижения соответствующих индивидуальных или коллективных целей и решения задач. Применительно к охране труда это стимулирование безопасных действий и создание условий для безопасного производства работ. Соответственно под механизмом мотивационного регулирования охраны труда понимается порядок стимулирования за позитивные результаты и активное содействие в решении вопросов трудовых отношений, а также принятие мер воздействия за невыполнение нормативных требований, трудовых обязанностей, нарушения требований безопасности труда и т. д.

Задача мотивации в области охраны труда в первую очередь заключается в повышении заинтересованности персонала в строгом соблюдении установленных регламентов, а также в организации и совершенствовании процессов в области охраны труда. Однако мотивация может быть направлена не только на формирование безопасного поведения, но и на такие категории безопасности, как:

  • развитие творческой инициативы;
  • повышение качества, дисциплины, культуры процессов труда;
  • рост ответственности работников не только за индивидуальные, но и за групповые результаты;
  • развитие состязательности, как между работниками, так и между подразделениями.

Исходная предпосылка мотивационного регулирования состоит в том, чтобы мотиву сиюминутной выгоды (повышенная производительность, зарплата и др.), как это часто бывает, противопоставить мотив безопасности. Для этого необходимо, чтобы безопасность была возведена в ранг потребности в нашем сознании, только тогда это станет движущим мотивом.

Мотивационное регулирование как функция управления ОТ заключается в стимулировании отдельных работников, специалистов, руководителей подразделений за вклад в:

  • реализацию политики предприятия;
  • решение целевых задач;
  • активное участие и творческую инициативу в разработке и обеспечении эффективного функционирования СУОТ;
  • внедрение трудоохранных мероприятий;
  • создание рабочих мест с безопасными условиями труда и др.

Мотивационный комплекс вообще и безопасного поведения человека в частности носит полимотивированный характер, включает в себя широкий спектр мотивационных регуляторов как материального, так и нематериального характера и имеет определенную иерархичность. На личностном уровне работать продуктивно и безопасно выгодно самому человеку; от этого зависит успех работы его подразделения; и наконец — это необходимо предприятию (компании). То есть для решения трудоохранных проблем необходимо заинтересовать работников трудиться безопасно не только для себя, но и для окружающих.

Для того чтобы определить основные направления, по которым должна осуществляться деятельность менеджмента и служб охраны труда на предприятии, предложить человеку определенные стимулы, надо уяснить, какие мотивы или система мотивов лежат в основе его деятельности и интересов.

При этом не может быть системы стимулирования, мотивирующей всех работников одинаково. Система стимулов должна быть персонифицированной, тщательно дозированной и разрабатываться для каждого человека или определенной группы людей со сходными доминирующими потребностями, либо общая система должна индивидуализироваться. Поэтому мониторинг доминирующих потребностей персонала – необходимое условие функционирования мотивационного механизма. Исходя из этого, можно определить виды стимулирующих вознаграждений. Они могут быть:

  • материальными,
  • моральными,
  • социально значимыми,
  • нравственно-психологическими.

Как правило, все виды мотивов подразделяют на внутренние и внешние. Внутреннее вознаграждение — это то удовлетворение, которое человек получает в результате выполнения определенных действий (от самого процесса работы, самореализации). Внешнее вознаграждение — это выгоды, которые включают в себя увеличение в зарплате, продвижение по службе и т. п. мотивация охрана труд профессиональный

Сила мотива определяется степенью значимости, соответствующей потребности человека; в свою очередь от силы мотива зависит интенсивность и результат деятельности. Деятельность без мотива либо со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой. Актуализация определенного мотива приводит к постановке конкретной цели.

Можно определить следующие показатели:

  • внутренней мотивации,
  • внешней положительной мотивации и
  • внешней отрицательной мотивации.

Это свидетельствует о том, что категории внутренней мотивации доминируют над другими мотивами, а определяющим не всегда является заработная плата (хотя она для некоторых категорий работников имеет достаточно большое значение), а и другие социальные стимулы, но не стремление избежать критики или наказаний.

В процессе деятельности люди руководствуются не только материальными интересами, но и стимулами нематериального характера. Полученные выводы позволяют целеориентировать мотивационный механизм.

Проверенным методом положительной стимуляции направленности работников на безопасный труд является организация смотра-конкурса «За безопасный труд и производство». Стратегическая задача такого смотра-конкурса состоит в развитии системы методов морального и материального поощрения (стимулирования) работников, знающих и соблюдающих требования и нормы охраны труда, при сохранении системы дисциплинарных воздействий на недостаточно подготовленных и недисциплинированных работников.

Основные цели такого смотра-конкурса:

  1. формирование устойчивой мотивации работников на знание и соблюдение норм и правил по охране труда;
  2. повышение заинтересованности работников в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах и в подразделениях;
  3. повышение исполнительности работников по соблюдению требований охраны труда, инструкций по безопасному ведению работ;
  4. укрепление трудовой и технологической дисциплины работников, поскольку повышение общей дисциплинированности работников ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Смотр-конкурс проводится между отдельными работниками и между отдельными однотипными подразделениями, как внутри каждого подразделения, так и по однотипным должностным обязанностям или по профессиям.

Подведение итогов смотра-конкурса проводится регулярно, как правило, на собрании трудового коллектива подразделения, группы подразделений, всей организации или на расширенном совещании руководителей подразделений, участвовавших в конкурсе. Сведения о победителях смотра-конкурса, о характере и размерах поощрений оформляются письменно в виде приказа по организации.