2.1. Оценка уровня профессионального риска

Оценка профессиональных рисков очень актуальная тема, так как она уже является обязательной процедурой для всех работодателей без исключения, именно поэтому разберемся, что это за мероприятие, на основании каких НПА проводится, для чего нужна и какие документы подготовить, а главное, что они должны содержать и как их оформить.

Если на предприятии внедрена оценка профессиональных рисков (ОПР), значит, оно стремится к общей цели – уменьшение травматизма в организации.

Потому что если раньше не было времени уделить внимание такому важному делу, как управление профессиональными рисками, то сейчас самое время, потому что дальше откладывать уже некуда, потому как инспекторы ГИТ проводят проверки, все ли работодатели провели оценку рисков и начинали ли они вообще внедрение.

Что такое профессиональный риск и как оценивать?

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Управление профессиональными рисками – это процедуры, проводя которые можно определить, оценить, уменьшить воздействие профессиональных рисков на работников, выполняющих обязанностей по трудовому договору или в иных случаях.

Определение управления профессиональных рисков в статье 209 ТК РФ, в которой сказано, что управление профрисками – это элемент системы управления охраной труда, в абзаце 2 части 2 статьи 214 ТК РФ содержится информация о том, что обязанность работодателя обеспечивать создание и функционирование системы управления охраной труда.

А также в приказе Роструда № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» говорится о том, что управление профессиональными рисками относится к базовым процедурам.

Это очень важно понимать именно так, потому как надзорные органы трактуют исключительно таким образом. Также с 2021 года практически во всех правилах по охране труда, утвержденными Минтрудом уже есть упоминание о необходимости работодателем оценивать риски. 

А с марта 2022 года, с момента вступления в силу обновленного раздела X Трудового кодекса оценка рисков проводится во исполнение статьи 218 ТК РФ.

Для того чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников предприятия нужно выявить профессиональные риски, их оценить и внедрить управление ими.

Что такое оценка профессионального риска в организации

Оценка профессиональных рисков поможет сократить незапланированные расходы компании на выплаты по больничным листам, восстановление испорченного оборудования в результате аварии или приобретение нового. 

Сэкономить бюджет можно, просто исследовав условия труда и оценив вредные и опасные производственные факторы, которые нанесут непоправимый урон собственности компании. 

Последствия отсутствия проведения и управления профессиональными рисками на предприятии

Многие считают, что оценка рисков это бесполезная трата времени и денег, даже если вы заказываете эту процедуру у экспертной организации, считая, что это документы, которые будут пылиться на полке. Тут в первую очередь все зависит от вас и от работодателя, от вашего отношения к этой процедуре. 

Потому оценка профрисков – хороший аудит условий труда работников,  возможность обратить внимание на те опасности на рабочих местах, на которым ранее не придавалось значение. Устранять их. 

К примеру, в школе пол с дефектами и есть риск травмирования не только детей, но и персонала, а денег из бюджета не выделяют. На основании проведенной оценки рисков данная опасность выявлена и включена в план мероприятий по улучшению условий труда и управления профессиональными рисками. Далее на основании плана составляется ходатайство в управление образования о необходимости выделения денежных средств.

Контрольно-надзорные органы уделяют оценке рисков сейчас серьезное внимание и при проведении проверки выявляют, знает ли работодатель о существовании такой процедуры в целом, каким образом проведена и оформлена, проводятся ли мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах.

Обращают внимание на положение о СУОТ, а именно на процедуру управления профессиональными рисками, которая входит в состав положения. Расписана она в нем или нет, адаптирована под вашу организацию, функционирует или нет. Ну и соответственно уже делает выводы.

Но многие до сих пор отказываются от проведения оценки профрисков, потому как считают, что без единой утвержденной методики, работодатель тем не менее никому ничего не должен. Как вы понимаете, надзор так не считает!

2.2. Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруд).

Таким документов является действующий приказ Минтруда № 776н, из которого следует, что методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

А также допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

По сути, порядок оценки профессиональных рисков сейчас уже установлен Приказом Минтруда № 776н (п.5):

  • выявление опасностей.
  • оценка уровней профессиональных рисков.
  • снижение уровней профессиональных рисков.

Да он, конечно, типовой процесс ОПР не расписан настолько подробно, как это сделано, со спецоценкой, где все мероприятия “от и до” указаны в Федеральном законе № 426. Но тем не менее обязанность есть и ее необходимо реализовывать.

Порядок оценки профессиональных рисков по приказу Минтруда № 776н от 29.10.2021
«Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». Кроме того утвержден Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»

Кстати, порядок проведения оценки рисков очень идентичен порядку СОУТ, за исключение измерений, но в целом схожесть есть и многие компании эти процедуры интегрируют, но они соответственно не могут проводиться в рамках единой этапности проводимых процедур. 

Главное, выявить опасности, определить их уровень и работать над снижением. Потому как инспектор при проверке использует следующую схему, когда приходит на предприятие:

  1. Управление профессиональными рисками. 
  2. Наличие и соответствие процедуры идентификации опасностей.
  3. Наличие и соответствие процедуры оценки рисков.
  4. План мероприятий по управлению рисками.
  5. Оценка возможностей устранения риска.
  6. Принятые меры по исключению или снижению риска.

То есть это все определенные процедуры, разделенные на этапы, далее и при внеплановых проверках, при расследовании несчастных случаев, инспектора ГИТ, естественно, проверяют наличие каждого из этапов, а также эффективность внедренной системы оценки профессиональных рисков.

Ответственность работодателя за отсутствие оценки профессиональных рисков

Ответственность работодателя в случае не проведения оценки рисков на основании статьи 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей; 
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 2000 до 5000 рублей; 
  • на юридических лиц — от 50000 до 80000 рублей.

То есть отсутствие ОПР – это правонарушение и мы должны ее проводить, оценивать и документально все оформлять. А какие же нужно подготовить документы по оценке рисков?

Разработка документов по оценке профессиональных рисков

Кроме того, в приказе Роструда от 21.03.2019 № 77 « Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» в п.10.2 указаны локальные нормативные акты, которые должны быть разработаны в рамках оценки профессиональных рисков и подлежащих проверке:

  1. Перечень (реестр) опасностей.
  2. Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска.
  3. Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  4. Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

По данной процедуре целесообразно иметь в виду следующее:

  • все выявленные  идентифицированные опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок
  • средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей,  средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей

Выбор методики оценки уровня профессиональных рисков

Для начала необходимо определить методику оценки уровня профессиональных рисков. Работодатель может выбрать методику сам с учетом технологических процессов, операций (п.23 Приказа Минтруда № 776н).

Минтруд подготовил Приказ № 926 от 28.12.2021 «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков», которые помогут выбрать метод оценки профрисков и разработать меры управления профрисками.

Работодатель может выбрать для проведения оценки один из 14 методов: 

  • контрольные листы; 
  • матричный метод; 
  • матричный метод на основе балльной оценки; 
  • анализ «галстук-бабочка»; 
  • анализ причинно-следственных связей;
  • метод анализа «дерево решений»; 
  • метод анализа уровней защиты; 
  • метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности; 
  • анализ опасности и критических контрольных точек;
  • исследование HAZOP (детализация и идентификация проблем опасности и работоспособности системы группой специалистов).;
  • структурированный метод «Что, если?» (SWIFT);
  • метод анализа влияния человеческого фактора; 
  • оценку профессионального риска для здоровья работников;
  • анализ эффективности затрат.

Положение по оценке профессиональных рисков на предприятии

Порядок оценки профессиональных рисков, кратко определен, но не предоставляется перечень, форма и содержание документов по этой процедуре. 

Поэтому необходимо установить формы и более подробный порядок в локальных нормативных актах организации – положении по оценке профессиональных рисков

И если в организации принято решение самостоятельно провести оценку, своими силами, то нужно разработать алгоритм. Чтобы комиссия собралась и четко прописала, с чего начинается сама работа по оценке рисков и чем она заканчивается. 

В положении необходимо подробно указать:

  1. Алгоритм проведения оценки профессиональных рисков.
  2. Термины и определения.
  3. Область применения.
  4. Цели процедуры.
  5. Выбранный метод и каким образом проводится расчет.
  6. Разграничение обязанностей ответственных лиц, которые занимаются процедурой.
  7. Образцы документов.

Этого будет достаточно для того, чтобы инспектор посмотрел и понял, каким именно образом проводилась процедура, а не просто включили перечень документов, которые должны быть разработаны. 

И, конечно, такая важная и объемная работа должна проводиться комиссионно, именно поэтому первое с чего стоит начать – это подготовить приказ о создании комиссии по оценке профрисков.

Многие работодатели всю это работу отдают на откуп службе охраны труда, но согласитесь, что один человек практически и физически не сможет все это выполнить, так как помимо оценки профрисков у специалистов по охране труда очень много других дополнительных обязанностей. 

То есть, конечно, эффективнее создавать комиссию, в состав которой может входить 3 или 7 человек, неважно какая это будет цифра, главное, чтобы она была нечетной.

Создавать комиссию лучше и правильнее из грамотных специалистов, которые есть у него в штате и это могут быть:

  • административно-управленческий персонал;
  • главный инженер;
  • начальники структурных подразделений;
  • метрологи;
  • специалист по охране труда, либо руководитель службы охраны труда;
  • представитель профсоюза.

То есть лучше и правильнее будет включать инженерно-технических работников и специалистов, которые работают непосредственно в отделах, на производстве, четко знающих и понимающих сам технологический процесс, как он организован и контролируют безопасное выполнение работ. Нежели главного бухгалтера, начальника отдела кадров, такие специалисты в правилах безопасности не сильны, не смогут должным образом содействовать комиссии и взаимодействие будет мало эффективным. Поэтому лучше привлекать людей “приближенных к реальности”.

Также работодателей может привлечь стороннюю организацию для сопровождения при проведении ОПР, у которой в состав должны входить эксперты, подтверждающие свою квалификацию и знания. 

Для такого подрядчика в настоящее время не требуется наличия лицензии на право выполнения работ по оценки профессиональных рисков, нет необходимости состоять ни в каком из реестров Минтруда. Но очень часто возникают вопросы: “А эта организация должна быть в реестре компаний, занимающихся СОУТ?”. Нет и такого требования тоже, потому как это отдельный реестр организаций, которые проводят именно специальную оценку условий труда. Реестра по оценке рисков нет.

Лучше привлекать опытных специалистов, которые уже занимались этими вопросами, оценивали риски и могут поделиться своим положительным опытом.

Составлять график оценки профессиональных рисков не обязательно, но в некоторых организациях это нужно делать. Например, его требуют вышестоящие инстанции в бюджетных организациях.

Но это удобно. Допустим, у вас большая разветвленная структура в компании, много подразделений и, чтобы упростить себе задачу, вы можете разбить оценку рисков в подразделениях по частям и проводить расчеты в соответствии с графиком.

А это удобно еще потому что, если к вам с проверкой приходит инспектор ГИТ и попросит предоставить материалы по оценке рисков, а всю процедуру еще не провели, то кроме положения и приказа, можно показать график оценки профрисков и те материалы, которые уже были оформлены. Есть доказательства, процедура запущена и предписания не будет. Главное, реально не затягивать процесс ОПР.

Далее начинается сама процедура оценки профессиональных рисков, которую можно организационно разбить на несколько этапов:

  • сбор исходных данных.
  • идентификация опасностей.
  • оценка уровней профессиональных рисков.
  • разработка мер управления профессиональными рисками.

Для начала определяем перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков. Все рабочие места должны пройти через эту процедуру и персонал, работающий в офисе в том числе, потому как очень часто возникает вопрос: “А зачем им? Ведь у них опасностей-то и нет!” 

Опасность есть абсолютно на всех рабочих местах, только разница в уровне риска. Для бухгалтера он будет низкий, а для шахтера или работников объектов строительства может быть недопустимый.

То есть используя штатное расписание и понимая, какие именно должностные обязанности у каждого сотрудника организации, необходимо собрать сопутствующие документы для анализа, такие как:

Нормативно-правовые акты:

  1. Локальные документы по охране труда, которые относятся к определенному рабочему процессу. Например, комиссия при сборе документов обнаружила, что нет инструкции по охране труда по выполняемому виду работ для слесаря-монтажника. Выявляется высокий уровень опасности, для данного рабочего места, так как нет четко прописанного требования безопасного выполнения работ.
  2. Результаты спецоценки, которая уже определила наличие вредных условий и класс условий труда.
  3. Техническая документация: используем технологические регламенты, любые технологические документы, руководство, паспорт на оборудование руководство. Используя технологическую документацию на любой процесс и оборудование можно использовать для выявления рисков, которые могут возникнуть на рабочем месте.
  4. Информационные данные о тех материалах, сырье и веществах, которые используются в технологическом процессе.
  5. Применяемый инструмент.
  6. Информация о несчастных случаях, профзаболеваниях, жалобах работников. Если ведется учет микротравм, данную информацию также необходимо запросить у руководителей структурных подразделений.
  7. Жалобы персонала, за ненадлежащие условия труда. То есть во время проведения СОУТ, при подписании человеком карты СОУТ, он может быть не согласен, считая, что оценка проведена неправильно и те условия труда, которые определили эксперты, не соответствуют действительности.
  8. Предложения по улучшению условий труда. Например, в организации есть активные работники, либо сильно развитой профсоюз или представители трудового коллектива, уполномоченные по охране труда, которые выдвигают свои требования.
  9. Предписания специалиста по охране труда.
  10. Предписания надзорных органов о выявленных нарушениях на рабочих местах, сроках по устранению и фактическое выполнение.

Основной ошибкой, которую допускают организации при проведении оценки профессиональных рисков – это придание главенствующего значения в данной процедуре осмотра рабочих мест. 

Это, конечно, важно, но не нужно сразу бросаться и высматривать, а какие же опасности есть на рабочем месте сварщиков, потому как большинство опасностей вы даже не увидите. Они, как само собой разумеющееся, норма вашей трудовой деятельности.

Но если вначале проанализировать нормативно-правовые акты, а именно правила по охране труда и выявить перечень требований, которые должны применяться к организации, рабочим местам, понять какие правила нарушаются, где есть какие-то недочеты, то это процедура будет максимально полезна.

Когда уже будет понимание, как работа должна строиться в теории, и эта теория дает понимание о более чем половине опасностей, которые могут быть на рабочих местах, о которых ранее не задумывались.

Пример. Самое элементарное – эргономика рабочего места бухгалтера. Работает себе человек и вроде нет опасностей, но на самом деле оказывается есть опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши, опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе, вроде бы мелочи, но они есть и это тоже нужно учесть. А заметить и подумать об этом без изучения нормативки может быть сложно.

И уже во время визуального осмотра и опроса работника, увидите дефекты пола, складирование материалов с нарушением правил, отсутствие защитных кожухов, торчащие элементы конструкции набросанные материалы и так далее, отклонения от техпроцесса, которых в НПА вы не найдете.

Опрос персонала можно проводить с использованием чек-листов, еще их называют опросные листы или анкеты, которые можно разработать самостоятельно.

С 01 марта 2022 года можно руководствоваться Рекомендациями по выбору метода оценки уровня профриска (приказ Минтруда № 926), где предложены образцы опросных листов для разных условий труда. 

То есть предложенный принцип действий, позволит вам решить две проблемы:

  • выявив требования безопасности, обеспечите их соблюдение в дальнейшем.
  • эти требования в качестве мер управления и качестве идентифицированных опасностей отразите своих документах.

Далее следует идентифицировать опасности, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, которая состоит из двух частей:

Идентификация опасностей на основе требований НПА.

Осмотры РМ и опросы персонала.

Это основной этап процесса управления рисками, на котором выявляются и идентифицируются опасности, воздействуют на здоровье человека и могут оказывать вред, в результате которого человек может получить профзаболевание или травму. И как следствие: дополнительные выплаты работнику, если что-то произошло серьезное, по потере кормильца.

Но для того чтобы минимизировать этот риск, необходимо определить и выявить, как это сделать и на основании чего.

Потенциальными источниками опасностей могут быть производственное и офисное оборудование, любой технологический процесс, любая операция, вторсырье и материалы, которые использует в работе сотрудник, например, конвейер, который является травмоопасным оборудованием, определенные трудовые функции – ремонт технологической установки. То есть все то, что он использует во время работы.

Риск – это сочетание возникновения вероятности события и его последствий. То есть термин риск обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий. Он может быть высокий, средний, малый, но риск повреждения или причинения каких-то вредных последствий для работника всегда имеет место быть. Поэтому риск, который связан с конкретной опасностью определяется сочетанием вероятности ущерба и тяжести.

Есть ГОСТы, в которых четко есть определение и описание риска, опасности и самой идентификации, с конкретными примерами:

  1. ГОСТ Р 51898-2002 “Государственный стандарт Российской Федерации. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты»
  2. ГОСТ Р 51901.1-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем»
  3. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»
  4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 “Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»

Необходимо изучить, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудником его работы, а также учесть те опасности, которые могут возникнуть вне рабочего места или во время аварии.

Допустим, рабочее места сотрудника стационарно, опасности выявить просто, но если он в течение дня ходит по территории, может перемещаться между помещениями, цехами, посетить склад, различные помещения, то необходимо выявлять опасности по всем этим рабочим зонам. 

То есть если сотрудник работает не на стационарном рабочем месте, а его должностные обязанности связаны с передвижением, то необходимо учесть все те точки, где он бывает. 

Или работники могут направляться в командировки, то возникает опасность связанная с передвижением автотранспортом или поездом.

Следует установить все источники и ситуации, которые могут возникнуть, действия персонала, который могут стать причиной травмы либо ухудшения состояния человека. Не надо забывать, что на любом рабочем месте может возникнуть какая-то аварийная ситуация, произойти какой-то инцидент. При оценке и изучении всех опасностей, мы должны на это обратить внимание и также не забыть.

Далее нужно оценить уровень профрисков, который приводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению наиболее высоких. 

Например, в здании не смонтирована пожарная сигнализация, в таком случае риск вреда для здоровья работников будет высокий и он ранжируется, как приоритетный для снижения. То есть в первую очередь из всех выявленных недочетов, необходимо первоочередно смонтировать сигнализацию в здании.

2.3. Идентификация и реестр опасностей

Далее в п. 19 Приказа Минтруда № 776н сказано, что требуется идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. То есть нужен реестр или перечень опасностей организации. Причем когда будет составлен этот документ, то располагать в нем опасности нужно исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профриска.

Все важное и главное идет вначале и менее значимое указываем в конце (п.20 Приказ № 776н). 

Реестр  опасностей составляется в том виде, который удобен или есть в выбранном методе. Но из практики он должен содержать следующую информацию, используется матричный метод:

  • наименование опасности.
  • количество работников или рабочих мест, где были идентифицированы данные опасности.
  • уровень риска (низкий, средний, высокий).
  • интегральная оценка уровня риска.

Причем работодатель может использовать формулировки опасностей из п. 27 Приказа Минтруда № 776н для включения в документы по ОПР, так и добавлять свои. 

Но чтобы не придумывать велосипед, на практике специалисты по охране труда, проводящие оценку профрисков на местах, используют эти определения. 

Главное, написать понятно, не нужно мудрить, чтобы потом было проще составить план корректирующих мероприятий.

Но просто путем составления реестра (п.19 Приказ Минтруда № 776н) работодателю будет сложно закрыть обязанность работодателя ознакомления работника именно с теми опасностями, которые присутствуют на его рабочем месте. Именно поэтому удобно составлять карты оценки рисков для конкретного рабочего места.

Карты оценки профессиональных рисков

Следующий документ, который должен быть подготовлен в процессе идентификации – это карты оценки профессиональных рисков. 

Что необходимо включить в этот документ? По аналогии с картами СОУТ необходимо включить:

  1. Наименование организации. Оно должно присутствовать на всех документах по оценке рисков.
  2. ИНН и адрес место нахождения организации, объекта.
  3. Номер карты оценки риска.
  4. Должность и наименование структурного подразделения.
  5. Численность работников.
  6. Опасность, которую можно выбирать из Приложения № 1 Приказа Минтруда № 776н.
  7. Выполняемые работы/ места выполнения работ/ нештатные и аварийные ситуации.
  8. Источник опасности, где или при использовании чего при использовании чего произойдет может произойти травма или развитие профзаболевания.
  9. Меры управления риском – это те мероприятия, которые проводят или необходимо провести для снижения или управления риском, Например, требуется провести капитальный ремонт напольного покрытия 1 этажа здания, или необходим монтаж стеллажей в здании склада для организации безопасного складирования.
  10. Оценка уровня риска (непосредственный расчет). 
  11. Отношение к риску. Здесь указывается: приемлемый, допустимый, неприемлемый.

Да, о разработке данного документа нигде не говорится. Но так как у работодателя есть обязанность информировать работника о тех опасностях, которые присутствуют, то очень удобно использовать карты, по аналогии со спецоценкой.

Документ, который подтверждает проведение оценки уровня рисков – карта оценки рисков. 

После составления карт информация собирается в единое целое и вносится в перечень опасностей предприятия.

Нужно учесть все возможные опасности, потому как работник может работая с триммером, получить травму и при расследовании несчастного случая, будет проверяться карта оценки риска на данного работника, а данная опасность не учтена. 

Соответственно, вина работодателя, не выявил опасности, не принял меры по снижению уровня риска и не проинформировал работника.

Далее в картах следует провести расчет и включить перечень НПА, которые были использованы при оценке рисков. Это не регламентировано, то есть здесь есть свобода действий. 

И заканчивая разбирать оформление карт, рекомендую включить дату составления и подписи членов комиссии, добавив строчки для подписей работников о том, что они ознакомлены с результатами. Опять же по аналогии с СОУТ 

2.4. Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков

По окончании составления всех карт, переходим к перечню мер по исключению снижения или контролю уровней рисков. 

Например, нужно прикрепить стеллаж к полу и проводить регулярный осмотр за его состоянием, перетяжку, потому как может проехать погрузчики, задеть стеллаж, не соблюдая расстояние.

Что должен содержать этот документ:

  • опасность, которая была выявлена.
  • мероприятие, по снижению уровня риска.
  • периодичность проведения мероприятия.
  • ответственное лицо.

Мероприятия для снижения профессиональных рисков могут быть различными, в зависимости от уровня:

  • капитальный ремонт кровли здания;
  • пересмотр должностных инструкций и технологических процессов для исключения опасных работ;
  • введение дополнительных или более совершенных СИЗ;
  • модернизация оборудования или замена его на более безопасные аналоги;
  • регулярные медицинские осмотры работников и так далее.

Не следует использовать формальное описание самого мероприятия, оно в принципе никому не нужно, ведь необходимо  оценивать не ради того, чтобы сделать бумажки и удовлетворить инспектора при проверке, а необходимо оформлять и разрабатывать, чтобы действительно предотвратить несчастный случай, профзаболевания, минимизировать травматизм и негативные последствия.

Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.

Например, проводилась на предприятии разгрузка фуры вручную, с целью улучшения условий труда, приобрели автопогрузчик. В этом случае ОПР пересматривается, так как добавляется новая опасность – опасность травмирования работников вследствие наезда автотранспорта. Поэтому нужно предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков, например, обеспечение светоотражающими жилетами, проведение инструктажей, нанесение дорожной разметки.

Поэтому важен контроль уже после самой процедуры оценки рисков для того, чтобы проводились капитальные ремонты, модернизация оборудования, проводились медосмотры и инструктажи и так далее.

Разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Далее мы составляем план мероприятий по корректировке, в котором указываем принимаемые меры для устранения или уменьшения рисков.

Дополнительно в план мероприятий непосредственно можно включать следующий позиции:

  1. Меры по управлению рисками, например, приобретение огнетушителей или монтаж пожарной сигнализации, а может просто регулярное проведение инструктажей по охране труда или испытание средств индивидуальной защиты.
  2. Ответственное лицо, то есть за выполнение каждого конкретного пункта нашего плана необходимо прописать ответственное лицо.
  3. Сроки выполнения.
  4. Указать, какие необходимы финансовые вложения, если они требуются, планируемые и фактические. Например, инструктажи не требуют расходов, но на обучение по ОТ и приобретение журналов потратиться придется.
  5. Также в плане можно указать источники финансирования.
  6. Введите обязательную графу – отметка о выполнении.

Понятно, что часто нет возможности исключить определенное сырье, которые используют работники, заменить опасную или вредную работу на что-то другое.

Но можно внести изменения в технические методы организации работ, обеспечить работников дополнительными СИЗ, либо заменить на более эффективные, а иногда просто может потребоваться капитальный ремонт оборудования или зданий и сооружений, реализация комплекса других мероприятий.

Возможно, потребуется закупить и установить дополнительные защитные предохранительные устройства, которые позволят минимизировать риск в конкретном процессе или рабочем месте.

То есть управлению подлежат все оценочные риски в зависимости от их уровня. И все опасности, которые были выявлены и сведены в реестр, необходимо рассмотреть и минимизировать по возможности до оптимального, если это возможно.

Нужно обязательно прописать мероприятия по корректировке рисков, можно это сделать в картах или в плане, но это будет огромный документ, который сложно изучить и рассмотреть. 

А оформляя отдельным локально-нормативным актом, то можно указать ответственное лицо, можно включить сроки, в этом случае снижается вероятность, что мероприятие останется без внимания.

Ведь жизнь и здоровье каждого сотрудника на предприятии, самое ценное, что у нас есть. Поэтому лучше уходить от формальности, указывать на связь между улучшением условий труда персонала и высоким травматизмом, убеждать и разъяснять руководству организации, что действительно нужно оценить и самое важно, в последствии минимизировать риски за счет каких-то корректирующих мероприятий.

Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней:

  1. Проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения.
  2. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
  3. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
  4. Устройство ограждений элементов производственного оборудования, защищающих от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
  5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  6. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и разметки, знаков безопасности.
  7. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
  8. Внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
  9. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
  10. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
  11. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства.
  12. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
  13. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью исключения или снижения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
  14. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок дезинфекции, аэрирования, кондиционирования воздуха с целью обеспечения теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений, соответствующего нормативным требованиям.
  15. Обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников.
  16. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
  17. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, систем фильтрации (очистки) водопроводной воды.
  18. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, дерматологическими средствами индивидуальной защиты.
  19. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
  20. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда, тренингов, круглых столов по охране труда.
  21. Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
  22. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
  23. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
  24. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи.
  25. Устройство и содержание пешеходных дорог, тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
  26. Организация и проведение производственного контроля.
  27. Издание (тиражирование) инструкций, правил (стандартов) по охране труда.
  28. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
  29. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
  30. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы;
  • содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных соревнований и иных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе, через профсоюзные организации в соответствии с коллективными договорами (отраслевыми соглашениями).
  1. Приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.
  2. Разработка и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

Основные выводы

Оценка профессиональных рисков длительный и трудоемкий процесс, а сама процедура проведения достаточно кропотливая.

Так сколько же всего документов по управлению профессиональными рисками разработать в организации? В НПА нет четкого и конкретного списка документов по ОПР и определенных образцов для оформления. 

Но удобнее разбить всю информацию на несколько документов и потом каждого из работников ознакомить только с его картой оценки рисков, а не со всем отчетом, по аналогии с СОУТ. 

И вот примерный перечень документов, который может быть разработан:

  1. Положение по оценке и управлению профессиональными рисками.
  2. Приказ о создании комиссии по оценке рисков.
  3. Реестр опасностей предприятия.
  4. Карты оценки рисков.
  5. Перечень мер по исключению и снижению или контролю уровней рисков.
  6. План мероприятий по улучшению условий труда.

И не забыть знакомить с картами оценки рисков всех работников организации под подпись, а также своевременно всех вновь принимаемых на работу, так как у работодателя есть обязанность информирования персонала о риске повреждения здоровья (ст. 214 ТК РФ)